Гимназия №397
   
 
 

Краткий словарь поэтических терминов

(А-Л) (М-П) (Р-Я)

А
АКЦЕНТНЫЙ СТИХ - форма тонического стихосложения, стих с приблизительно урегулированным количеством ударений в строке и произвольным количеством безударных слогов между ними (обычно от 0 до 4 и более).
Пример: "Хорошее отношение к лошадям" Маяковского.
АЛЛЕГОРИЯ - раскрытие отвлеченной идея (понятия) посредством конкретного изображения предмета или явления действительности. В отличие от многозначного смысла символа смысл аллегории однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по аналогии или смежности (например, сердце - любовь).
Например: в баснях и сказках хитрость изображается в образе лисы, жадность - волка, коварство - змея и т. п.
АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение однородных согласных, придающее стихотворному тексту особую звуковую и интонационную выразительность.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется.
Чуждый чарам черный челн.
(К. Бальмонт)
АМФИБРАХИЙ - трехсложный размер, в котором ударный слог находится между двумя безударными.
Кто скачет, кто мчится вод хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
(В. Жуковский)
АНАКРУСА - безударный слог (слоги), которые расположены перед первым ударением в строке. В хорее и дактиле анакруса - нулевая.
РУсалка плыла во реке голубой,
ОЗАряема полной луной.
(М. Лермонтов)
- трехсложник с переменной анакрусой.
АНАПЕСТ - трехсложный размер, в котором два первых слога - безударные, последний - ударный.
Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал...
(Н. Некрасов)
АНАФОРА - повторение начальных частей слов, синтаксических или ритмических смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз):
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
(А.С.Пушкин)
АССОНАНС - повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, в частности в неточной рифме.
Мне хочется домой, в огромность
Квартиры, наводящей грусть.
Войду, сниму пальто, опомнюсь,
Огнями улиц озарюсь.
(Б. Пастернак)

Б
БАЛЛАДА - лиро-эпический жанр, один из главных в Поэзии сентиментализма в романтизма; небольшое сюжетное стихетворенш, В основе которого лежит какой-то необычный случай.
"Светлана" В. Жуковского,"Баллада о гвоздях" Н. Тихонова.

БЕДНАЯ РИФМА -тип рифмы, где предударные согласные не совпадают. мНого - треВога. .
БЕЛЫЙ СТИХ - незарифмованный стих.
Мне было только семнадцать лет,
Поэтому эта. ночь
Клубилась во мне и дышала. мной,
Шагала плечом к плечу. .
(Э. Багрицкий)
БОГАТАЯ РИФМА - тип рифмы с совпадающими предударными согласными.
остРожник - подоРожник.

В
ВНУТРЕННЯЯ РИФМА - рифмовка слов, стоящих в середине стиха.

Тот, чей голос - звон свирЕЛИ, нить свивая как кудЕЛИ
Песнь сложил я, РуставВЕЛИ, умирая от любви.
Мой недуг - иеизлечИМЫЙ. Разве только от любИМОЙ
Свет придет

Витязь в тигровой шкуре. Пер. К. Бальмонта|
ВОЛЬНЫЙ СТИХ (ВОЛЬНЫЙ ЯМБ) - ямб, в котором неурегулированно чередуются строки разной длины (обычно четырех-, пяти- и шестистопные)
И.А.Крылов. "Ворона и лисица"

Г
ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА - тип рифмы с ударением на четвертом от конца слова слоге. . опАловая -- прикАлывая.

Д
ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА - тип рифмы с ударением на третьем от конца слова слоге.
достОйная - покОйная.
ДАКТИЛЬ - трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог.
Тучки небесные, вечные странники! .
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.

ДОЛЬНИК - промежуточная форма между силлабо-тоническим и тоническим стихосложением, вид стиха, при котором при соблюдении равного количества ударных слогов внутри строки количество безударных между ударными колеблется от одного до двух.

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов.
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
(А. Ахматова)

Ж
ЖЕНСКАЯ РИФМА - рифма с ударением на предпоследнем слоге. Пример:
мЕльник - бездЕльник
вОлны - пОлный

З
ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТИХА - художественно-выразительное применение в стихотворном тексте тех или иных элементов, явлений, свойств звукового состава языка: согласных и гласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, различных видов интонаций и так далее.

ЗВУКОПИСЬ - система звуковых повторов, подобранных с расчетом на условное воспроизведение звуков природы, рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. п.

ШиПеНье ПеНистых бокалов И ПуНша ПламеНь голубой. (А. Пушкин)

К
КАЛАМБУР - игра слов, оборот речи, шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний. Каламбур часто переосмысляет устоявшиеся фразеологизмы. Пример: "Я приехал в Москву, плачУ и плАчу".
(П. Вяземский. Письмо к жене)

ИНТОНАЦИЯ - основное выразительное свойство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику. Интонация обогащает конкретный смысл любого высказывания, вы--ражает его целеустановку и эмоциональную природу.
КЛАУЗУЛА - окончание стиха после последнего ударения; часто сопровождается рифмой. Как и рифма, бывает мужской, женской, дактилической и гипердактилической

ЛИРИЗМ - эстетическая категория, отражающая особый способ художественного мышления, в котором преобладает сокровенное, личное переживание.

Л
ЛИРИКА - один из трех родов литературно-художественных произведений. В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жизни, собственное "я" поэта; речевая форма лирики - внутренний монолог, преимущественно в стихах.
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Образ лирического героя обычно не тождествен образу автора, хотя и охватывает весь круг произведений, созданных поэтом; на основе образа лирического героя создается целостное представление о творчестве поэта.
ЛОГАЭДЫ - стихи, в которых ударения располагаются внутри стиха с неравными слоговыми промежутками, и это расположение точно повторяется из стиха в стих. Употребляются преимущественно в целях имитации античных размеров.
Будем жить и любить, моя подруга,
Болтовню стариков ожесточенных
Будем в ломаный грош с тобою ставить...
(А. Пиотровский, пер. из Катулла)