Гимназия №397
   
 
 

Краткий словарь поэтических терминов

(А-Л) (М-П) (Р-Я)

Р
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ - черты образного строя данного произведения, наводящие на воспоминание о другом художественном произведении.
Гамлет в поэзии XX в. (у М. Цветаевой, Б. Пастернака).
РЕФРЕН - повторяющаяся часть куплета песни, обычно ее последняя строка (несколько строк).
РИТМ - повторяемость тех или иных сходных явлений через определенные, соизмеримые промежутки времени. Ритм является основой стиха; то, какие именно элементы членят текст на соизмеримые отрезки (строки), определяет систему стихосложения - силлабическую или тоническую (силлабо-тоническую). Особым ритмом обладает и проза.
РИФМА - созвучие окончаний стихов (клаузул) или полустиший, отмечающее их границы и связывающее их между собой.
РОМАНС - небольшое стихотворное и музыкальное произведение для сольного пения с аккомпанементом. От песни отличается большей "утонченностью" эмоций, серьезностью содержания.

С
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - система стихосложения, в которой длина стиха определяется количеством слогов; стихи называются 6-, 7-, 8-, 9-сложными и т. д. В строках может быть разное количество слогов; тогда перед нами - "расшатанная" ("ослабленная") силлабика. В русской поэзии развивалась на протяжении ХVII-XVIII вв.; в XX в. возрождается в творчестве И. Бродского в "расшатанном" варианте.
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - система стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе; на сильных местах метра располагаются, как правило, ударные, на слабых - безударные слоги. В русской поэзии утвердилась в XVIII в. в творческой практике В. Тредиаковского и М. Ломоносова.
СИСТЕМА ОБРАЗОВ - множество художественных образов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и образующих целостное единство художественного произведения. Система образов играет важнейшую роль в реализации темы и идеи произведения.

СИНЕКДОХА - вид метонимии, название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот.
И гордый внук славян, и финн... (А. Пушкин)
СОСТАВНАЯ РИФМА - рифма, охватывающая более одного слова в одной из зарифмованных строк. спишь ли - вышли.
СПОНДЕЙ - стопа ямба или хорея с "лишним" сверхсхемным - стоящим на слабом месте - ударением.
а) Бой барабанный, крики, скрежет...
б) Днем свет божий затмевает...
(А. Пушкин)
СТИХ - художественная речь, четко расчлененная на относительно короткие отрезки, соотносимые и соизмеримые; каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отдельную строку и называется в свою очередь стихом (у Маяковского стих часто не совладает со строкой).
СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР - способ организации стиха. Определяется числом слогов (силлабическое стихос ложение), ударений (тоническое стихосложение), а также метром и числом стоп (силлабо-тоническое стихосложение).
СТОПА - группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных и повторяющаяся в стихе.
СТРОФА - группа стихов (стихотворных строк), объединенных каким-либо периодически повторяющимся формальным признаком, например, общей системой рифмовки, устойчивым чередованием стихотворных размеров и т. д. На письме строфы обычно разделяются увеличенными интервалами.

Т
ТАКТОВИК - вид тонического стихосложения; стих, в котором объем безударных промежутков колеблется в пределах 1-3 (реже 0-2) слогов. Пример: "Песни западных славян" А. Пушкина.
ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - система стихосложения, в которой длина стиха определяется количеством ударных слогов (примыкающие безударные слоги в счет не идут). Основные формы - дольник, тактовик, акцентный стих. В русской поэзии полноправно развивается с начала XX в.
ТОЧНАЯ РИФМА - тип рифмы, где совпадают все звуки, стоящие после конечного ударения. Примеры: острожник - подорожник, заводчики - молодчики.
ТРОПЫ - обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, представляющихся нашему сознанию близкими.

Ф
ФИГУРЫ РЕЧИ - обороты речи, синтаксические построения, используемые, как и тропы, для усиления выразительности высказывания.

Х
ХОРЕЙ - двусложный стихотворный размер, в котором ударение (сильное место) приходится на первый слог стопы.
Буря мглою небо кроет (А.С.Пушкин)

Ц
ЦЕЗУРА - обязательный словораздел в стихе, разделяющий его на два равных или неравных полустишия
Унылая пора,//очей очарованье, Приятна мне твоя//прощальная краса...
(А. Пушкин)

Э
ЭЛЕГИЯ - лирический жанр, в котором выражаются преимущественно философские размышления, грустные раздумья, тоска по прошлому.

ЭЛЛИПСИС - пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Используется для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности.

Мы села - в пепел, грады - в прах, В мечи - серпы и плуги.
(В. Жуковский)

Я
ЯМБ - двусложный стихотворный размер, в котором ударение (сильное место) выпадает на второй слог стопы.
Играй, Адель,
Не знай печали,
Хариты, Лель
Тебя венчали...
(А. Пушкин)
ЭПИФОРА - фигура,- противоположная анафоре, повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз).
Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!
(А. Блок)