Их молчание - громкий крик (Марк Тулий Цицерон).

 

<<< назад

 

Театры пантомимы в России

1. Иркутск - театр Валерия Шевченко

2. Тюмень - «Мимикрия»

3. Нижний Новгород - «Малиновая гряда»

4. Хабаровск - «Триада»

5. Санкт-Петербург - «Сотворение»

 

Театр пантомимы Валерия Шевченко (Иркутск)        

В Иркутск, домой, приехал молодой студент - Валерий Шевченко, после окончания ГИТИСа в Москве. Из столицы культуры он привез в своем сердце огромный интерес и зарождающуюся любовь к такому жанру театрального искусства - как пантомима. Именно огромное желание постичь это искусство  помогает ему организовать в начале 80-х годов студию пантомимы и пластики во Дворце культуры профсоюзов.
Постепенно все ребята, которые там занимались, обретали навыки, постигали основы пантомимы. Важно было понять, что пантомима - это не простое махание руками, а тонкая работа над своим телом и над самим собой. Ведь пантомима - это разговор без слов, все чувства и эмоции выражаются с помощью жестов. Валерий Шевченко в своей студии обучал ребят как правильно, точно и от собственного внутреннего переживания, «через себя» показать, что чувствует герой, что он хочет сказать, показать с помощью движения тела, пластики. Даже мелкое движение руки может сыграть огромную роль в выражении большого чувства. Именно такое тонкое понимание пантомимы поставило на более высокую ступень уровень  актеров студии.

В 1984 году студия переходит в статус народного театра пантомимы - «Размышление». Название коллектива говорило само за себя. Другого такого коллектива в городе не было. Валерий никогда не хотел останавливаться на достигнутом, так как считал, что полностью постигнуть все тайны пантомимы не возможно. Преданность театру руководителя передалась и его ученикам. Полностью на свои деньги и средства коллектив отремонтировал помещение,  отведенное им Дворцом профсоюзов. Они сами построили небольшой зрительный зал (на 30-40 мест), провели свет, закупили профессиональную аппаратуру. Помимо всего прочего, ребята сами изготавливали костюмы, оформляли театр. В стенах «собственного театра» и работалось хорошо, и появлялись на свет замечательные спектакли. Было много экспериментов, что было главнейшим условием движения вперед начинающего коллектива на широкой сцене. Были поставлены такие спектакли, как «Портрет» по Гоголю, «Улыбки мима», «Мусорный ящик» - про западных безработных (был представлен в жанре абсурда), а кульминацией был спектакль «Хиросима и Нагасаки». Этот спектакль принес победу (первое место) на Всесоюзном фестивале пластического искусства «Карусель - 87» в городе Челябинске. Помимо серьезных спектаклей наводящих на размышление, в репертуаре театра были и веселые программы,  которые состояли из так называемых в самом театре «Бяк». Это маленькие юморные сценки, сюжет которых заставит рассмеяться даже самого угрюмого человека.

Когда Шевченко уезжает из Иркутска в Москву, то он не бросает театр, а передает его в надежные руки своего ученика - Вадима Рудакова. В Москву Валерий уехал для приобретения более профессиональной подготовки в режиссерском искусстве, а заодно и организовать в центре страны свой театр. Но любовь к театру созданному в Иркутске была сильнее, и Валера возвращается обратно в Сибирь    В 1988 г. театр «Размышление» по культурному обмену попадает на фестиваль в Бельгию после длительного отбора. Иркутская пантомима настолько понравилась бельгийцам, что в декабре 1989 года прошли гастроли театра в Бельгии. Труппа показала свои спектакли более 15 раз как для школьников, так и для широкой публики. После были гастроли во Франции (Париж), Люксембурге и в др. немногих странах.

Дорога к «настоящему» театру шла через Бельгию. Там Валерий Шевченко в 1990 году, давая актерам уроки пластики, за месяц заработал сумму, с помощью которой он  основал свое маленькое театральное предприятие . В театре в начале 90-х годов, как нередко бывает во всех творческих коллективах, произошел раскол группы «Размышление» и с этого времени можно говорить о новом театре Влерия Шевченко.

После четырех лет упорной творческой работы в 1994 году 13 февраля была официальная  презентация коллектива, как «настоящего» театра пантомимы. Этот день считается Днем Рождения театра Валерия Шевченко.

За это время в театре было много интересных событий и творческих встреч. В 94-ом году была открыта Школа пластической импровизации, в которой ребята постигают основы классического движения пантомимы, внутренне раскрепощаются, путем выражения своих мыслей через движение тела. После окончания каждого класса в школе, проводится открытый урок, на котором ребята показывают пластические этюды, придуманные ими самими.

Импровизация - самое главное в студии, а импровизация зависит от внутреннего раскрепощения человека, поэтому на занятиях в школе много времени отводится именно на снятие внутренних комплексов. В студию приходили заниматься разные люди, разных возрастов. Студия помогла выйти на сцену и стать «мимами» театра таким актерам, как Орлова Елена , Мурашов Евгений , Малков Глеб и Байкалов Занятия в Школе пластической импровизации в театре пантомимы  Валерия Шевченко проводятся и по сей день, только было бы желание... (занятия ведет сам Валерий Шевченко)

Искусство пантомимы не может существовать без упоминания о Франции, т.к. великие мимы в основном были французами. И по причине «болезни» по пантомиме великих актеров и почитания их таланта, в театре проводился вечер - «Уголок Парижа», на котором рассказывалось об известных артистах, искусстве и о театре.

 

 

Театр пантомимы «Мимикрия» (Тюмень)

    Театр «Мимикрия» представляет собой молодёжный театр, основным направлением деятельности которого является пантомима и пластика, все её жанровые направления классической пантомимы, буффонада, клоунада, пластическая драма, пластическая импровизация. Упор делается на эксперимент, поиск новых, оригинальных средств и форм выражения в синтезе пантомимы с другими видами искусств.

Главной целью деятельности Театра «Мимикрия» является развитие движенческих искусств, знакомство с ними тюменского зрителя. Театр мыслит себя как необходимый городу социокультурный центр, формирующий культурную среду города и растущий вместе с ней. Синтез искусств.

Творческая идея Театра — пантомима как особый вид искусства, особый способ существования в искусстве, как особый способ общения с миром и людьми.

Постоянный состав Театра 10 человек, так же привлекаются участники на отдельные проекты.

Театр проводит art - перформансы, с вовлечением публики в игру, это оригинальное решение в проведении рекламных акций и презентаций; корпоративных мероприятий и детских праздников; поздравлений и розыгрышей; для встречи, развлечения гостей и создания праздничной атмосферы вечера. Актёры со специальной пластической подготовкой, предстают в различных образах - куклы, живые статуи, механические игрушки, клоуны, манекены, популярные звёзды. Специально под конкретный проект готовятся новые образы актёров.

 

 

Театр пантомимы «Малиновая гряда». (Нижний Новгород)

Темная сцена... Черный занавес...
А через мгновение тьма вылепит новый образ и в тысячный раз вдохнет в него жизнь.
И несбывшиеся чувства, потерянные воспоминания и бесконечные вереницы мыслей превратятся в живых людей...
Тени станут движением, а маски - лицами. На сцену ляжет чистовик нашей жизни...

А еще у сцены есть кулисы и жизнь за ними.
С полузабытым прошлым и мечтами о будущем.

И здесь есть то, о чем мы хотели бы сказать...

 Театр-студия «Малиновая гряда» образован в 1984 году, как творческая лаборатория, целью которой был и остается поиск новых возможностей самовыражения в пластическом искусстве.

Театр неоднократно был участником и становился лауреатом всесоюзных и международных конкурсов, выезжал с гастролями по стране и за рубежом. Театр-студия в творческом процессе никогда не замыкался в рамках одного стиля или тенденции, работая как в классической пантомиме, так и соц-арте, от депрессивной лирики до клоунады, от пластической импровизации до брейк-данса. При этом «Малиновая гряда» имеет отличимое собственное лицо.

На данном этапе стиль театра можно определить, как пограничную область между модерн-дансом и игровой пантомимой. Именно этот свободный вариант, на взгляд театра, наиболее подходит для выражения внутреннего мироощущения через пластику и решения конфликта между человеком и внешней средой, поиск гармонии личности и социума.

 

 

Театр пантомимы «Триада» (Хабаровск)

В 1975 при Дворце профсоюзов г. Хабаровска была организована любительская студия пантомимы под руководством Вадима Гоголькова, работавшая в основных жанрах пантомимы: пластическая драма, классическая пантомима, клоунада.  

Спектакли этого периода: «Старик и море» Э.Хемингуэя, «Коррида» Е.Евтушенко, «Левша» Н.Лескова. С 1989 - театр-студия, с 1993 - муниципальный театр пантомимы. В 1995 переехал в помещение бывшего кинотеатра «Пионер». Жанровое лицо театра перестало определяться только пантомимой, Гоголькова все более привлекают эксперименты в области драматического театра.  

Особое место в репертуаре театра занимают спектакли жанра клоунады: «Наш дом», «Дворюги», «Коловращение», «О! Блин-шоу!», «Вокзал на семерых».

В последние годы театр активно сотрудничает с зарубежными партнерами: одним из самых существенных событий в жизни театра стал совместный российско-японский проект постановки спектакля «Хагоромо», в котором приняли участие видные деятели искусств Японии.

 

 

Театр пантомимы «Сотворение» (Санкт-Петербург)

    Театр пантомимы «So-Tvorenie»(сотворение) родился несколько лет назад в Санкт-Петербурге, из тогда ещё студентов театральных вузов, которых объединила общая идея и цель. В основе репертуара театра лежат философские номера, юмористические скетчи и клоунада.

Актеры работают в технике классической пантомимы (в жанре Марсель Морсо, Леонида Енгибарова). «Как молодой театр мы не боимся экспериментировать и пробовать себя в разных стилях пластического театра и театра теней».

История этого театра началсь в 2001 году с группы тогда еще молодых актеров-студентов, а теперь профессионалов-мимов. За годы существования, театр пантомимы «So-Tvorenie», стал одним из лидирующих творческих коллективов, работающих в этом жанре в России.

В основе репертуара театра лежат лирические и социальные сюжеты, а также развлекательные номера – юмористические сценки, смешные зарисовки, и клоунада. Кроме того, театром, поставлен полноценный драматический спектакль «Встреча» по произведениям Жан А’нуя «Жаворонок» и А.Куприна «Суламифь».

Театр регулярно выступает на самых престижных площадках Санкт-Петербурга, а также в других городах России и странах Европы.

>>>>> к видео

<<< назад